Архивы за Март 30th, 2012
Ввоз автобусов в рф. Пошлины на ввоз автобусов
Имеющийся сегодня в России парк автобусов большой вместимости предельно изношен, но перспективы его обновления, прямо скажем, туманные.
Суммарный объем производства всех российских заводов не превышает трех тысяч единиц в год. Потребность – в 3-4 раза выше. Междугородние и туристические автобусы практически не производятся. В предыдущие годы проблема решалась за счет импорта подержанных автобусов. Например, в 2001 году, по данным ЗАО «Трансинвестколсалтинг», было ввезено 5742 автобуса, из них 1695 имели возраст от 17 до 21 года, 1723 автобуса – от 16 до 12 лет. Российские перевозчики, исходя из соотношения цена – качество, отдавали предпочтение именно таким машинам. После введения в декабре 2002 года запретительных пошлин на автобусы старше 7 лет ( 3 евро за 1 см3 объема двигателя !!! ), их массовый ввоз прекратился.
Перевозчики продолжают эксплуатировать старые, полностью изношенные машины или «пересаживаются» на автобусы среднего и малого классов – Пазы и Газели, либо же покупают «китайцев», которые крайне не надежны и дороги в обслуживании. Результатом является быстрый рост тарифов на перевозки. обострение проблем с экологией, рост аварийности. Ситуация будет только усугубляться, если на рынок не будет поступать достаточного количества свежих автобусов. Для этого необходимо снизить импортные пошлины до разумной величины, равной 0,3 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя.
Некоторые комментарии к этой цифре.
Из приведенных выше данных видно, что наиболее привлекательными для российского рынка являются автобусы, возрастом около 15 лет. Они уже не слишком дорогие, но вполне добротные и надежные — прослужат до капитального ремонта 5-7 лет, успеют окупиться и принести прибыль. Цена городских автобусов такого возраста, например в Германии, составляет 10-15 тысяч евро, объем их двигателей – около 11 тысяч см3. Таможенные платежи в случае принятия предложенной пошлины составят:
0,3 х 11000 = 3300 евро пошлина + 18% НДС ( примерно 2400-3300 евро) , т.е. в сумме 5700 – 6600 евро или 57 – 44 % от цены. Сейчас эта цифра превышает 400%. Ни один предмет роскоши не облагается такими пошлинами – только средство передвижения для малообеспеченных граждан !
Для туристических автобусов в процентном отношении таможенные платежи будут несколько меньше, но их в России производят штучно ( для выставок ) соответственно, производитель не пострадает. «Привязка» пошлины к объему двигателя, а не к цене автобуса будет стимулировать ввоз более молодых и более дорогих автобусов.
Действующее требование по соответствию импортируемых б/у автобусов нормам евро-3 ( а в ближайшей перспективе и евро-4), как ни парадоксально, ведет к ухудшению экологической обстановки. Этим нормам соответствуют автобусы, начиная с 2002-2003 годов выпуска, но такие автобусы для многих российских перевозчиков слишком дороги. Более старые автобусы не намного «грязнее»- ведь они поступают не с мифических «свалок», а до последнего эксплуатируются в странах с жесткими требованиями по безопасности и экологии. Эти машины приходят на смену дряхлым Лазам ,Лиазам и Икарусам.
Европейские автобусы, даже совсем старые, обычно не имеют проблем при прохождении технического осмотра и контроля дымности, их уровень существенно выше среднего уровня техники, эксплуатируемой в России. Борьба за экологию и безопасность – явно надуманный предлог для ограничения ввоза автобусов.
Малые и средние предприятия, работающие в сфере пассажирских перевозок и туризма, строят свой бизнес на использовании подержанных импортных автобусов. Новые таможенные пошлины «перекрыли им кислород».
Предлагаемое изменение таможенных тарифов и правил можно рассматривать как компромисс интересов. С одной стороны возобновится регулируемый ввоз автобусов, что улучшит общее состояние автобусного парка, восстановит конкурентную среду на рынке, остановит быстрый рост стоимости тарифов, благоприятно скажется на экологии и безопасности движения, восстановит объем таможенных поступлений в бюджет.
Запчасти к импортным автобусам — тоже большая тема, которая будет рассмотрена в следующей статье.
С другой стороны, сохранится высокая ( хотя и не абсолютная ) защищенность российских производителей.
Рабинков Владимир Анисимович
К.т.н, коммерческий директор фирмы «Евробус», г.Москва